Scania

Scania AB — крупнейший шведский производитель автобусов и грузовых автомобилей, выпускает автобусы с 1920 года. Штаб-квартира располагается в городе Сёдертелье.

История

В 1891 году на юге Швеции в городе Седертелье была образована маленькая фирма, названная Vagnfabriks-Aktiebolaget Sodertelge. Компания занималась производством железнодорожных вагонов, однако, это производство не оказалось прибыльным, так как рынок быстро насытился и спрос заметно упал. По этой причине в 1896 году был открыт филиал Svenska Aktiebolaget Humber - процветающей английской фирмы. Спустя 5 лет эти два предприятия объединились в автомобильную компанию под названием Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania.

С самого начала была определена будущая специализация, и уже в 1902 году сотрудники организации выпустили первый прототип, представляющий собой 1,5-тонный грузовик с 2-цилиндровым бензиновым мотором водяного охлаждения. Модель Scania Ас была изготовлена в единственном экземпляре, поэтому ее характеристики не сохранились в истории. Однако доподлинно известно, что разработчики Anton Svensson и Reinhold Thorssin никак не могли прийти к согласию в вопросе, где же поместить двигатель, и в итоге он оказался расположен под сиденьем водителя.

Последующие несколько лет инженеры Scania активно занимались разработками новых грузовиков. В 1906 году была выпущена новая модель, получившая название Scania EL, обладающая грузоподъемностью 3-3,5 тонн. Среди прочих характеристик выделялись задний цепной привод и литые резиновые шины. Всего было создано 8 экземпляров. Стало очевидным, что существенное влияние на работу оказывали финансовые трудности, с которыми столкнулась молодая фирма. Из-за этого в 1910 году руководство приняло решение о слиянии с преуспевающей конкурентной компанией Vabis. Результатом стало создание организации Scania-Vabis и разработка плана перспективного развития шведской автомобильной отрасли. Уже в качестве СП в 1920 году начался активный выпуск автобусов.

Лишь спустя 50 лет, в 1968 году, торговая марка Scania вернулась на мировой рынок под своим именем в результате объединения Scania-Vabis со шведской авиационно-автомобильной корпорацией SAAB. Таким образом, вся продукция, выпускаемая промышленной группой SAAB-Scania, получила одновременно новое и старое название Scania. В конце 60-х годов были выпущены грузовики серии L50, L/LB80, L/LB85 и L/LB110, которые имели кабину над двигателем и развивали мощность до 190 л. с. Модели Scania Super включали моторы с турбонаддувом, достигая 270 л. с., и спокойно справлялись с серьезными нагрузками.

В 70-е годы ХХ века началось производство новой бескапотовой серии грузовиков Scania 140, кабина которых откидывалась при помощи гидравлического механизма. Также была существенно повышена звукоизоляция. Кроме того, вышли в свет обновленные модели L145 (4x2) и LT145 (6x4) с прямоугольным капотом и передними и задними мостами. Всего было выпущено около 30 тысяч таких автомобилей, также существенно расширилась сеть заводов, появились первые зарубежные филиалы.

80-е принесли долгожданный выход Scania в мировые лидеры по производству и продажам грузовиков. Были разработаны улучшенные машины трех основных серий 82, 112 и 142, различающиеся структурой шасси, которые были предназначены для работы как в обычных, так и особо тяжелых условиях. Таким образом, модельный ряд Scania включал уже 24 вида грузовиков: от легкого Р82М до сверхтяжелого Т142Е. Все они оснащались 10-ступенчатыми коробками передач, а несколько позднее впервые была установлена механическая коробка, которой управлял микропроцессор. В итоге кабины Scania заслужили звание наиболее безопасных для водителя и пассажиров. Стоит отметить, что шведские нормативы по праву считаются одними из наиболее жестких во всем мире.

В 1982 был налажен выпуск нового дизеля, получившего название DSC11, который оснащался турбонаддувом и развивал до 350 лошадиных сил. Именно на этой модели была впервые применена система промежуточного охлаждения воздуха наддува. Последующие модификации модели позволили увеличить мощность до 420 л.с.

В 90-е годы Scania начала широко применять модульный метод для серийного производства кабин повышенной безопасности. Конструировались различные модификации, менялась длина и высота, структура подвески и число спальных мест. Также были созданы «обтекаемые» кабины, минимизировавшие аэродинамическое сопротивление. К тому времени модельный ряд Scania насчитывал уже более 800 грузовых машин. В 1998 году был выпущен 24-клапанный DC11, обладавший двигателем мощностью в 380 л. с. Новаторская система управления коробкой передач обеспечивала оптимальный режим работы, а также минимальные расход топлива и токсичность отработавших газов.

В конце 90-х годов компания наладила выпуск не только автомобилей, но и автобусных шасси, промышленных установок и различной второстепенной продукции. В XXI век Scania вошла как крупнейший и всемирно известный производитель грузовиков, владеющий восемью серьезнейшими иностранными предприятиями по сборке машин.

В 2006 году немецкий концерн Man AG сделал компании предложение о приобретении Scania AB, однако, шведские функционеры отказались от такого рода слияния. На сегодняшний же день крупнейшим акционером шведского производственного предприятия является всемирно известная корпорация Volkswagen AG, обладающая 19% акций компании Scania AB.

Собственники и руководство

Крупнейшие акционеры на октябрь 2011 года: Volkswagen AG (70,94 %), MAN (17,37 %).

Деятельность

Scania производит грузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели. Также компания поставляет свои шасси многим сторонним кузовным предприятиям. Наиболее удачное сотрудничество у Scania Bus наметилось с испанской фирмой Irizar.

В 2005 Scania выпустила 52 567 грузовиков и 5816 автобусов. Выручка за этот год составила $7,97 млрд, чистая прибыль — $587 млн.

В 2004 и 2009 годах грузовые автомобили Scania серии R удостаивались престижной международной премии «Грузовик года».